Чему обучают ребёнка в детском саду
Основная образовательная программа МАДОУ д/с «Колобок» с. Поддорье (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г.) и Приказом МОН РФ (Минобрнауки РФ) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (ФГОС). Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Учтены концептуальные положения «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15),
Программа ориентирована на детей с 1 до 8 лет с возможностью включения в контингент воспитанников общеразвивающих групп детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам психолого-медико-педагогической комиссии. Возможно посещение детьми учреждения в режиме кратковременного посещения.
Программа призвана обеспечить воспитание у дошкольников познавательной активности, привычки к здоровому активному образу жизни, формирование основ готовности самостоятельно учиться в течение всей жизни (навыков непрерывного образования) через предоставление им возможности влиять на содержание, технологии и отдельные элементы образовательного процесса (ст.12 и 13 «Конвенции о правах ребенка»).
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей на основе специфичных видов детской деятельности. Программа направлена на:
· создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
· на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Реализация целей и задач Программы обеспечивается в ходе разнообразных образовательных событий: интегрированных комплексно-тематических образовательных проектов, тематических дней, социальных акций, праздников и др. Преимущество в течение всего дня отдается свободной самостоятельной игре и другой деятельности по выбору ребенка. Оценка текущей (актуальной) ситуации в развитии детей, а так же определение ближайших перспектив развития осуществляется на основе сбора фактов, полученных в ходе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности, общения с детьми с последующим обсуждением всеми участниками образовательных отношений, и, прежде всего, с родителями.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Семья - социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным.
Семья - первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения психолого-педагогических условий реализации Программы строится на основе паритетных конструктивных взаимодополняющих усилий. Основная цель взаимодействия – совместные действия по охране жизни и здоровья, содействию своевременному развитию потенциальных возрастных возможностей и индивидуальных способностей ребенка; воспитанию привычки к здоровому образу жизни, осознанному отношению к себе и другим людям, окружающему миру. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
· единый подход к процессу воспитания ребёнка;
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· дифференцированный подход к каждой семье;
· равная ответственность родителей и педагогов.
В детском саду осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
· с семьями воспитанников;
· с будущими родителями.
Задачи:
· формирование психолого - педагогических знаний родителей;
· приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
· оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
· изучение и представление лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
1. Ознакомление родителей с содержанием работы детского сада, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
2. Участие в составлении планов и проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета, благоустройства развивающей среды.
3. Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах.
4. Обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
5. Ознакомление родителей с результатами работы детского сада на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни учреждения.
В образовательном процессе дошкольного учреждения активно используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников: родительские собрания; индивидуальные и групповые консультации, беседы, посещения на дому, родительский клуб и др. В соответствии с нормативными документами федерального и муниципального уровня, в учреждении сформирована внутренняя система оценки качества образования. Удовлетворенность качеством образования является показателем, отражающим представление родителей (законных представителей) воспитанников о качестве предоставляемых образовательных услуг. Ежегодно в апреле проводится мониторинг удовлетворенности родителей качеством образования - социологический опрос родителей всех возрастных групп (анонимное анкетирование). Основная цель мониторинга - качественная оценка и коррекция образовательной деятельности, условий среды для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие ребенка.
Основная образовательная программа МАДОУ д/с «Колобок» с. Поддорье (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г.) и Приказом МОН РФ (Минобрнауки РФ) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (ФГОС). Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Учтены концептуальные положения «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15),
Программа ориентирована на детей с 1 до 8 лет с возможностью включения в контингент воспитанников общеразвивающих групп детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам психолого-медико-педагогической комиссии. Возможно посещение детьми учреждения в режиме кратковременного посещения.
Программа призвана обеспечить воспитание у дошкольников познавательной активности, привычки к здоровому активному образу жизни, формирование основ готовности самостоятельно учиться в течение всей жизни (навыков непрерывного образования) через предоставление им возможности влиять на содержание, технологии и отдельные элементы образовательного процесса (ст.12 и 13 «Конвенции о правах ребенка»).
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей на основе специфичных видов детской деятельности. Программа направлена на:
· создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
· на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Реализация целей и задач Программы обеспечивается в ходе разнообразных образовательных событий: интегрированных комплексно-тематических образовательных проектов, тематических дней, социальных акций, праздников и др. Преимущество в течение всего дня отдается свободной самостоятельной игре и другой деятельности по выбору ребенка. Оценка текущей (актуальной) ситуации в развитии детей, а так же определение ближайших перспектив развития осуществляется на основе сбора фактов, полученных в ходе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности, общения с детьми с последующим обсуждением всеми участниками образовательных отношений, и, прежде всего, с родителями.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Семья - социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным.
Семья - первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения психолого-педагогических условий реализации Программы строится на основе паритетных конструктивных взаимодополняющих усилий. Основная цель взаимодействия – совместные действия по охране жизни и здоровья, содействию своевременному развитию потенциальных возрастных возможностей и индивидуальных способностей ребенка; воспитанию привычки к здоровому образу жизни, осознанному отношению к себе и другим людям, окружающему миру. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
· единый подход к процессу воспитания ребёнка;
· открытость дошкольного учреждения для родителей;
· взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
· уважение и доброжелательность друг к другу;
· дифференцированный подход к каждой семье;
· равная ответственность родителей и педагогов.
В детском саду осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
· с семьями воспитанников;
· с будущими родителями.
Задачи:
· формирование психолого - педагогических знаний родителей;
· приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
· оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
· изучение и представление лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
1. Ознакомление родителей с содержанием работы детского сада, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
2. Участие в составлении планов и проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета, благоустройства развивающей среды.
3. Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах.
4. Обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
5. Ознакомление родителей с результатами работы детского сада на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни учреждения.
В образовательном процессе дошкольного учреждения активно используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников: родительские собрания; индивидуальные и групповые консультации, беседы, посещения на дому, родительский клуб и др. В соответствии с нормативными документами федерального и муниципального уровня, в учреждении сформирована внутренняя система оценки качества образования. Удовлетворенность качеством образования является показателем, отражающим представление родителей (законных представителей) воспитанников о качестве предоставляемых образовательных услуг. Ежегодно в апреле проводится мониторинг удовлетворенности родителей качеством образования - социологический опрос родителей всех возрастных групп (анонимное анкетирование). Основная цель мониторинга - качественная оценка и коррекция образовательной деятельности, условий среды для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие ребенка.
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – АООП ДО ТНР) разработана с учетом ФГОС ДО, определяет содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса в дошкольной организации по всем пяти областям.
Целью программы является обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) воспитанников.
Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; на осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и оказание специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и подготовку детей к обучению в школе. Содержание
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях. Планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с ТНР. Обязательная часть разработана на основе ПрАООП ДО ТНР.
Вариативная часть отражает систему комплексного педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. В Программе представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия педагогического коллектива детского сада с семьёй заключается в создании необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитии компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечении права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. В Программе представлены основные направления и формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает организацию режима дня, а также особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.